Онлайн радио #radiobells_script_hash


Архив Газеты "Вечерний Усть-Илим"



Понятно, не всегда - грамотно


Понятно, не всегда - грамотно

Понятно, не всегда - грамотно

 

Язык – самое выразительное, чем человек обладает,

поэтому за своей речью - устной или письменной –

надо следить постоянно.

Д.С. Лихачёв

ОБЩЕНИЕ всегда являлось одним из факторов взаимопонимания между людьми. При этом недостаточно просто говорить на одном языке. Важно обладать хорошим уровнем культуры речи. Для этого необходимо совершенствовать свою речь, учиться выражать мысль грамотно, лаконично, постоянно пополнять свой словарный запас, уметь подбирать слова, стараться не допускать ошибок в произношении и употреблении форм слов.

 

В обществе проблема грамотности молодежи обсуждается на всех уровнях. Связано это, прежде всего, со снижением уровня культуры речи и письма современных школьников. И этому явлению есть свое объяснение. В век развития цифровых технологий реальное общение у подростков зачастую заменяется виртуальным. Вряд ли можно найти ребёнка, который не был бы зарегистрирован в каких-либо социальных сетях. На самом деле это достаточно удобный и мобильный способ поддерживать связь с друзьями или заводить новые знакомства. Главной целью здесь является общение. И в этом нет ничего плохого, если бы не одно «но». Переписка в сети зачастую ведется упрощённо, с искажением норм русского языка, на так называемом «олбанском языке». Пользователи социальных сетей считают его удобным и быстрым для передачи информации. Лингвисты же говорят о разрушительном влиянии интернета на русский язык. Так как часто школьники переносят в повседневное живое общение привычный им сленг, далёкий от нормированного литературного языка. Что не может не отразиться на речевой культуре подрастающего поколения.


«Двойку» в сети не поставят

Следуя «модным» тенденциям, подростки допускают большое количество грамматических ошибок, общаясь в чатах. Достаточно изучить содержание интернет-переписок, чтобы выявить наиболее распространенные. Приведем лишь некоторые из них: здрав (здравствуйте), прив (привет), хай (привет - англ.), спс (спасибо), пжлст (пожалуйста), нрав (нравится), норм (нормально), лю (люблю), тя (тебя), щас (сейчас), лан (ладно), седня (сегодня), тож (тоже), ахах (смех). И если подобные сокращения еще можно объяснить желанием пишущего ускорить процесс передачи сообщения, то как быть с намеренным искажением слов? Например, суффиксы тся, ться заменяются на непонятное «ца». И в итоге получаем встречаЦА, купаЦА, шатаЦА и т.д. И совсем уж вызовом грамотным людям являются такие «шедевры», как канешна (конечно), панятна (понятно), исчо (ещё), аффтар (автор), прально (правильно) и прочее. При этом видно, что подобный сленг не смущает ни самого пишущего, ни того, кому данные послания адресованы. Как отмечают филологи, особенностью современного интернет-сленга является как раз намеренное подчеркивание неграмотности, сознательное нарушение правил русского языка.


Точка, точка, запятая

Пунктуационные ошибки в сети встречаются не реже грамматических. Складывается ощущение, что большинство подростков вообще не знают знаков препинания. Зачастую сообщения могут быть написаны без единой запятой. Хорошо, если предложения разделяются хотя бы точкой. Также онлайн-язык практически упраздняет функцию заглавных (прописных) букв, связанную с началом предложения, прямой речью и т.д. Заглавные буквы используются для смыслового и чаще всего эмоционального выделения. Слово, написанное только заглавными (большими) буквами, воспринимается как «сказанное громко».

Также новыми знаками препинания в сети стали смайлы («smile» англ. улыбка). Изначально их создатель профессор психологии Скотт Фалман предложил использовать смайлик в переписке для выражения эмоций. Но со временем пользователи приспособились упрощенными смайликами (например, скобки) заменять знаки препинания.

Ученые-лингвисты считают, что смайлы, в принципе, оказывают разрушительное влияние на образную систему языка. Человек теряет способность передавать свои эмоции словами, потому что выражение эмоций подменяется картинкой с улыбающимся или печальным лицом.

 

Влияет или нет?!

Как показывают результаты исследований, проводимых как педагогами, так и учащимися российских школ, современным подросткам удаётся с большим трудом не смешивать две формы языка: нормированный русский и интернет-язык. Так как со временем произошло смещение акцента на социальные сети. Мы меньше стали читать книг, не пишем писем на бумаге, практически разучились говорить вживую. Все эти факторы влекут за собой падение культурного уровня норм литературного языка.

Конечно, государством предпринимаются определенные шаги для улучшения ситуации: проводятся круглые столы, утверждаются Федеральные целевые программы («Русский язык» на 2016-2020 годы), разрабатываются специализированные сайты, которые предлагают учебный материал по русскому языку, а также интерактивные диктанты, с помощью которых можно проверить уровень своей грамотности, вводятся новые требования к образовательной деятельности. Так, для девятиклассников обязательной стала сдача итогового устного собеседования по русскому языку. Оно состоит из четырёх заданий: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут. По результатам выпускники получают допуск или недопуск к сдаче государственной итоговой аттестации. В этом году в Иркутской области более 98% участников итогового собеседования по русскому языку успешно справились с заданиями и получили «зачет». И такие результаты, в целом, не могут не радовать.

Также необходимо добавить, что главный выбор всё же остаётся за человеком. Оставаться «модным», «в тренде» или быть культурным и грамотным носителем родного языка. Нельзя позволять себе писать или говорить низкопробно, фамильярно, использовать в общении жаргонизмы или мат. При этом взрослые должны понимать, что в плане речи они являются примером для собственных детей. А чтобы быть примером, достойным подражания, необходимо на протяжении всей жизни оттачивать свой разговорный и письменный навык. Безграмотность в современном информационном обществе не должна стать нормой.